Напишите нам

Исторические моменты корсета

Главнаястатьи → Исторические моменты корсета

Об адыгском корсете

 

Исторический вестник. III вып. - Нальчик.: КБИГИ, 2006, с. 202-210

 


          Одежда, как и жилища, домашняя утварь, вооружения, украшения и прочее, - важнейший компонент материальной культуры народа. Особенности ее зависят, прежде всего, от природно-климатических условий местности. Определенный отпечаток на костюм накладывают виды хозяйственной деятельности, образ жизни, занятия и общественный строй. Иногда на форму и назначение традиционной мужской и женской одежды влияет та система ценностей, которая имеет место среди большой группы людей, их представления о красоте и др. В связи с последним интересно вспомнить такую специфическую часть адыгского костюма, как корсет - принадлежность традиционной женской, точнее сказать, девичьей одежды. Появление такой детали, как корсет, было обусловлено этническими и социальными особенностями адыгского народа, и, прежде всего, их представлениями о женской красоте.

 

The goddess, holding a snake in each hand            16th-Century Steel Corset            Луи Каравакк Портрет императрицы Анны Иоанновны 1730


         О корсете у адыгов упоминается в работах почти всех авторов XVII - первой половины XIX века. Видимо, не прав англичанин Джемс Белл, писавший: «Я не знаю, какой путешествующий или странствующий по свету парижанин внушил черкесам мысль улучшить божье создание стягиванием бедер юных девушек тугим кожаным поясом!»1. Автор несомненно ошибался. Не французы принесли адыгам этот обычай - он у них, надо полагать, существовал с весьма далекого времени, когда еще не могли быть контакты между предками адыгов и французов.


       Образ жизни адыгов, их занятия влияли на их внешний вид, красоту, которой восхищались авторы всех времен. Они все пишут о ставшей всемирно известной красоте адыгских женщин-черкешенок.
202

Bonnets and Corsets of 1854                    Corset Advertisement


        Французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 году отмечал, что в Черкесии «женщины гордятся своим стройным станом и носят особый род корсета»2. За сто лет до этого католический монах-миссионер Доминиканского ордена Эмиддио Дортелли д'Асколи писал о черкесах, что «у них кровь... благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире»3.


        Не менее живописен автор второй половины XVIII века Карл Пейсонель, составивший двухтомный «Трактат о торговле на Черном море». В частности он констатировал: «Женщины этой страны (то есть Черкесии) самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают»4.


         Это очарование достигалось естественно, заботой о женской красоте, начиная с младенческого возраста. В этих целях, например, лицо, лоб и губы только что родившейся девочки адыги мазали кровью из пуповины для того, чтобы ребенок, по свидетельству информаторов, был красивым и здоровым. Надо думать, что это, как и то, что девочкам матери периодически протирали глазки, лицо и лоб грудным молоком, имело практическое, рациональное значение благодаря высоким антисептическим свойствам крови и грудного молока.

 

        Corset Machine or Method of Adjusting the Corset        Angel in Me by Richard Lindner


         Забота о физическом состоянии, о красоте и здоровье продолжалась и в последующем. Примерно с 10-12 лет девочки начинали носить туго зашнурованный корсет (куэншыбэ), что автоматически переводило их в разряд девушек. Корсет шили из сафьяна или кожи более простой выработки. Он начинался высоко, почти от ключицы и спускался до бедер. Спереди в корсет вставляли две довольно широкие деревянные пластинки, которые прижимали груди, препятствуя их росту.


         Девочки корсет носили постоянно, в нем они спали и снимали только тогда, когда мылись или требовался ремонт корсета. Отдельные авторы ошибочно пишут, что девочки с 10-12 лет и до замужества находились в одном и том же корсете.
203

Untitled by Bill Phelps


         На самом деле с ростом девочек корсеты подбирались или шили по размерам. Для этого существовали определенные правила. Например, когда на девочку первый раз делали корсет, она должна была обхватить своими большим и указательным пальцами запястье.


        Если запястье обхватывалось легко, то два обхвата запястья должны были ровняться объему шеи, а два объема шеи или же четыре обхвата запястья должны были соответствовать объему талии. В тех случаях, когда (у девочки большим и указательным пальцами не обхватывалось запястье) запястье было толще требуемого объема, то девочку заставляли голодать, давая ей малокалорийную пищу. Это повторялось и тогда, когда меняли корсет на соответствующий росту девочки новый корсет.


         Корсет снимали в первую брачную ночь. Снимал его муж, расшнуровывая. (Для того, чтобы испытать терпение молодого, женщины, одевавшие невесту, старались запутать шнуровку или делать трудно развязываемые узлы). Новобрачный, сняв корсет, отдавал его друзьям, а те, в свою очередь, девушкам, которые внимательно осматривали шнурок, и если выяснялось, что он разрезан или разорван, подсмеивались и шутили над нетерпеливостью молодого.


         Правда, уже в XIX веке авторы, в том числе и Шора Ногмов, писали, что для снятия корсета с новобрачной молодой муж пользовался кинжалом или ножом. «Когда девушка выдавалась замуж, - пишет Ш. Ногмов, - новобрачный разре-зывал ножом шнур, которым зашит был сафьян, с возможной притом осторожностью, чтобы не захватить ни тела, ни сафьяна. Если он повредил одно или другое, то вменялось ему в большое бесчестие»5. Фредерик Дюбуа де Монпере писал: «Девушки с очень раннего возраста, лет 10-12, носят корсет или широкий кожаный пояс, надеваемый прямо на тело. Этот корсет настолько стягивает талию, что нет женщины с более тонкой талией; корсет также сдавливает бюст таким образом, чтобы не допустить его развития. Только в день свадьбы супруг имеет право распороть корсет кончиком кинжала. Идеал красоты у черкесов требует от женщины серьезных жертв и чтобы сохранить тонкую талию, молодых девушек очень плохо кормят: им дают только молоко, лепешки, просяную кашу»6.
204

         Это же замечает Жан-Шарль де Бесс. «Своим тонким станом, - отмечает он, - черкесы обоего пола обязаны тому, что с самого раннего возраста они туго перетягивают фигуру - мужчины ремнем, а женщины корсетом; девушки снимают корсет только в замужестве; в первую брачную ночь супруг разрезает корсет «острием кинжала»7.


        Впечатляет описание англичанином Джемсом Беллом своей встречи с черкешенкой: «Девушка же, у которой узко стянут корсет, покрытый спереди серебряными аграфами, также как и шапочка, украшенная серебряными пуговицами и галуном, - имеет воинственный вид, как будто ее невинность вооружена во всю и неуязвима для всех атак, в то время как волнистые локоны ее длинных волос, ее развевающееся платье и ее скромная походка придают ее фигуре женственность, а если она высока ростом, то достоинство и грацию»8.


           Не менее эффектна характеристика черкешенки Н. Данилевским. «Красота женского пола, издавна прославляемая, - пишет он, - в полной мере заслуживает приписываемую ей похвалу. Кто хочет в наше время иметь понятие об изяществе красоты, кто хочет видеть воплощенный идеал красоты классической, тот должен видеть черкешенку. Живые, полные огня, черные глаза; греческое очертание: очаровательная белизна лица, оттененная живым румянцем; носик несколько продолговатый, но без горбины, ротик с свежеалыми губками; темно-русые волосы, разбросанные по плечам; полная высокая грудь, стройный стан; маленькие ножки - вот очерк красавицы гор».


        Такое совершенство требовало, конечно, внимания и заботы, (куда включалось и ношение корсета, который, как уже отмечалось, снимали только после замужества). Поэтому справедливы слова молдавского ученого Д. К. Кантемира (1673-1723), который замечал, что «то, чего добиваются француженки с помощью китового уса и других хитростей без малейшей боли, здесь приобретается без малейшего волнения о нежном возрасте, и затем
205

наслаждаются достигнутым всю жизнь». По словам автора, достоинство, которое здесь ценят в женщинах, заключается также в изящных пальцах рук и коротких ступнях и корпулентная девушка с большими ногами или пальцами, будь она самого блистательного происхождения, рискует навсегда остаться в девах, если ей не улыбнется фортуна. По этой причине девочку 7 лет заковывают в стальную обойму шириной в 4-5 пальцев; ее пальцы стискиваются деревянной обувью, которую она обречена носить до тех пор, пока не станет взрослой»9.


        По-видимому, довольно неуютно было и в корсетах, которые, по свидетельству Хан-Гирея, бывали без пол и едва доходили до конечностей ребра, крепко зашнуровывались спереди и прикрывали всю грудь; особое неудобство создавали две дощечки на всю длину корсета и от которых девушкам очень неловко было сидеть. Хан-Гирей отмечает, что «гораздо было бы лучше употреблять китовые усы, но такая роскошь моды еще не достигла Кавказа»10.


         Адыгские женщины все же имели свои представления о способах и средствах достижения красоты, в связи с чем можно добавить сообщение Хан-Гирея: «Черкешенки лишены ухищренных искусств, которым вопреки природе женщины других наций украшаются. Если бы черкешенка употребляла сурьму, белила или румяна, то сделалась бы предметом насмешек»11.


        Таким образом, красота черкешенки в прошлые времена была естественной, природной. В то же время идеалом женской, вернее, девичьей красоты считалась стройная фигура, тонкая талия и плоская грудь, так как, по выражению И. Бларамберга, наличие «этой части тела является атрибутом материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его»12.


         Уместно спросить, чем объясняются такие требования? Ответить на этот вопрос сложно. Представления различных народов о красоте не совпадают. Например, в Древней Индии, если хотели сказать, что женщина красива, то ее бедра сравнивали с бедрами слона. Японка в прошлом, чтобы выглядеть красивой, красила свои зубы в черный цвет. Стремясь к идеалу красоты, некоторые женщины в Африке искусственно вытягивают себе шею, одевая кольцо, так как у этих народов признаком красоты является длинная шея.
206

         Женщины индейских племен на берегах Амазонки специально оттягивают нижнюю губу, чтобы выглядеть красивой. В Китае признаком красоты считались (как и у адыгов) маленькие ноги. Поэтому китайские женщины носили деревянную обувь, которая очень сильно деформировала ступни.


       Женщины разных народов, исходя из своих представлений о красоте, украшают себя по-разному. Одни из них серьги носят на ушах, другие - на ноздре. Некоторые отращивают косы, другие стригутся. Более того, у представительниц одного и того же народа не всегда совпадают идеалы красоты. Например, у многих народов Европы, включая и русских, разнились взгляды на красоту в зависимости от социального происхождения. Н. Чернышевский замечал, что существуют два идеала красоты: крестьянский и аристократический. С точки зрения крестьянина женщина была красива, если она была полна, розовощека, с пухлыми губами и руками. Поэтому еще в прошлом веке русские девушки, выходя на гулянье, чтобы выглядеть полной, одевали на себя несколько платьев, красили губы, румянили щеки и т. д. Для аристократов же, наоборот, женщина должна быть худенькой, бледной, с длинными прозрачными пальцами, с длинными ногтями.


         Таким образом, у народов вырабатывались свои идеалы красоты, которым они строго следовали. Следует также отметить, что забота о красоте являлась составной частью образа жизни, традиционной культуры народов, которая формируется под воздействием природного окружения и определенных общественно-экономических условий жизни.


        Возвращаясь к корсету, следует сказать и о том, что некоторые авторы считали его привилегией знати, что его носили только девушки высших сословий. Для такого утверждения нет оснований. Хан-Гирей указывает, что в первой половине XIX века корсеты носили все «девицы без изъятия». С этим, видимо, можно согласиться, так как и данные устного народного творчества об этом же свидетельствуют. В одном фольклорном произведении есть, например, эпизод о том, как девушка свободного крестьянского происхождения, попав в
207

рабство, по велению брата носила корсет, подчеркивая этим самым свою социальную принадлежность. Но другое дело, что от социальной принадлежности зависел материал, из которого приготовлялся корсет. Тот же Хан-Гирей писал, что знатные девушки шьют корсеты из красного сафьяна или бархата, обшивают серебряными и золотыми галунами, в таком случае он бывал с короткими полами и серебряными застежками на груди. Такой корсет одевался сверх рубашки, под верхней одеждой и был праздничный, следовательно, не так часто носился.


        По словам Хан-Гирея, настоящий, или будничный и везде употребительный корсет изготовлялся из желтой мешины, преимущественно у девушек высшего класса, и из выделанной телячьей или козлиной кожи у девушек простого народа 13.

          У абхазов корсет («айлакъ») представлял широкий пояс из мягкой кожи или плотного льняного полотна со шнуровкою спереди или защитными роговыми, костяными или металлическими гибкими пластинками (у крестьянок застегивались на роговые пуговицы, у дворянок - на посеребренные или позолоченные застежки)14.


         Все же, можно полагать, что обычай ношения корсета первоначально зародился в адыгской аристократической среде, и он являлся специфической деталью костюма женщины представительницы социальной верхушки.


         Надевание корсета было для девочек своеобразным посвящением в девушки, своего рода инициацией, потому что, по выражению Хан-Гирея, «одежда это есть некоторым образом принадлежность девушки, точно так, как у русских крестьянок выказываемая наружу коса». Он также писал, «что девическая свобода исчезает вместе с ее корсетом», одновременно новобрачная знакомится с новым образом жизни, который она должна вести в супружестве15. В то же время отношение Хан-Гирея, как и Ш. Ногмова и других, к корсету было отрицательным. Хан-Гирей считал, что черкешенки имели стройную талию, но она едва ли не следствие образа их жизни, нежели корсета. Напротив, корсет много способствует тому, что у черкесских девушек, даже очень зрелых, почти неприметны груди, что, по его мнению, не благоприятствует их красоте, а наоборот 16.
208

         В подтверждение своих слов Хан-Гирей живописует свое впечатление о светских женщинах Петербурга: «Что может быть восхитительнее белоснежной груди прекрасной девушки, когда после томительного вальса она волнуется, как пенистый прибой моря! Какая роскошь: смотришь на полные плечи, открытые по последней моде, и полуоткрытую грудь красавицы»16. Правда Ш. Ногмов писал, что «молодая женщина по снятии этого корсета начинала полнеть с такой быстротой, что через несколько дней у нее грудь заметно развивалась» . Автор считал все же, что зашивание вредит здоровью, от него многие впадают в чахотку»17.


         Вкусы разные не только у различных народов, но и у отдельных представителей этих народов. Но одно несомненно: ношение корсета вырабатывало тонкую талию и плоскую грудь, что в прошлом для адыгов считалось одним из признаков женской красоты. Таковы были их вкусы, их требования. И они разделялись многими соседними народами, перенимая у адыгов не только обычаи, традиции, нормы поведения, но и одежду, в том числе ношение корсета.


         Обычаи уходят в прошлое. Адыгские девушки давно отказались от ношения корсета, и сейчас о нем осталось только название - куэншыбэ. Новое время выработало иные критерии для определения красоты. И все же, когда дело касается женской красоты, ничто, кажется, не может сравниться с естественной, природной красотой. Как и адыгский этикет (адыгэ хабзэ, адыгагъэ), она является достоянием народа и заслуживает бережного отношения, заботы. Сохраняя свое хорошее, неплохо перенимать положительное и у других народов. В этой связи представляется весьма любопытной такая деталь из жизни современных японцев. В то время, когда женщины почти всего цивилизованного мира перешли на европейскую манеру одеваться, японки упорно сохраняют свои кимоно. Или другое. В то время, когда весь цивилизованный мир за обеденным столом пользуется вилками, японцы остаются верными своим палочкам. И то не потому, что ими удобнее есть, а потому что процесс потребления пищи для японцев не столько удовлетворение биологических потребностей, сколько своеобразное искусство, яркая особенность их национального характера.
209

         Примеров бережного отношения народов к своим обычаям и традициям можно привести достаточно много. Это не только дань уважения к своему прошлому, но и преемственность поколений, трансляция культуры, без которой этнос перестает быть народом.

 

Источник  http://ec-dejavu.ru/c-2/Corset.html

 

 

История корсета

 

 

Франсуа Клуэ. Портрет Агнес СорельКорсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. ( "Большая российская энциклопедия").

Тонкая талия была идеалом в самые разные времена. В Новой Гвинеи, например, ребенка крепко стягивают посередине, так он приобретает на всю жизнь осиную талию. Но там в это вкладывают скорее магический, чем эстетический смысл.  У народов многих стран принято обматывать туго вокруг талии пояс.

Самый простой корсет и есть широкий пояс. На Крите еще тысячелетия назад тонкая талия считалась красивой, во имя этого девушки и юноши стягивали себя крепко широким кожаным ремнем. Это делалось не только ради красоты, но и в чисто практических целях: широкий с металлическими бляшками пояс служил хорошей защитой во время популярной на Крите игры - акробатических прыжков через острые рога быков. Поддерживать форму помогали физические упражнения, в теперешнем понимании - занятия спортом, что помогало женщинам приобрести тонкую талию и красивую форму бюста, выглядывающего полностью в разрезе платья. В Древнем Риме вялую грудь корригировали маленькими хитростями - перемещали пояс под самую грудь. В античный период римлянки уже носили кожанный бюстгальтер.

В письменных источниках XII века можно найти указания на шнурование лифа. К концу XIII века женскую талию охватывал широкий пояс - bandeau, приподнимавший и грудь. В моду вошло облегающее платье, подчеркивающее формы тела. Зашнуровывалось оно то спереди, то сзади. Широкий пояс удерживался в моде и в XV веке, он стягивал талию и приподнимал груди, и они выступали как два яблока, из декольте платья. И тотчас нашлись моралисты, резко критиковавшие глубокое декольте и туго затянутую талию. Были сделаны первые попятки расширить форму юбки, чтобы подчеркнуть талию - хитроумный прием, позже в XIX веке, ставший основным орудием моды.

Портрет (1620-ми гг.) содержит полезную информацию о корсетах 16-го и начала 17-го века. «Кухонный интерьер с богатым мужчиной и бедным Лазарем», by Pieter Cornelisz van Rijck, показывает кухонную девушку, одетую в нижнюю рубашку, корсет, юбку и фартук. У корсета есть ремешки, кончики которых торчат спереди в вырезе, где они, по всей видимости, завязываются на лицевой части корсета О корсете как о отдельном предмете женского туалета впервые заговорили в Бургундии, во Франции периода Бургундских мод. В это время моду входят более обтягивающие одеяния, которые были пытались исправлять недостатки женской фигуры. Железные или деревянные бруски,которые вшивали в ватную подкладку одежды, находились между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Стоимость такого корсета была очень высокой, и это могли себе позволить только женщины из высшего общества

 

Железный корсет. Корсет и широкая юбка на обручах стали господствующими и в начале XVI века. Корсет представлял собой лиф без рукавов. Он не был еще жестким на китовом усе, как позже. а на прочной подкладке, но подкладка эта давала почти тот же результат. Юбка на обручах имела сначала коническую, позже куполообразную форму и ее укрепляли жестким полотном. Во второй половине XVI века вошли в употребление длинные прутья - остроумное изобретение, придерживающее переднюю часть лифа между бюстом до низа живота. По счастью, это орудие ппытки можно было снять в минуты отдыха. В музеях Франции хранятся железные корсеты, которые, очевидно, предусматривались больше для исправления осанки, чем являлись частью повседневной одежды. Испанская мода в середине XVI века была была самой суровой. В моду вошла совершенно плоская грудь. Церковь провозгласила женщину корнем всех бед и исчадием ада, поэтому женщинам пришлось не только полностью спрятать свою грудь, но и сделать все для того, чтобы на них не осталось никакого намека. Корсеты этого периода были призваны сглаживать женские все формы. Они были на каркасах из различных палочек: деревянных, металлических или костяных. Это было похоже на настоящий панцирь, который совершенно деформировал женскую фигуру и грудь. Чтобы грудь не развивалась, маленьким девочкам на ночь накладывали свинцовые пластинки. Белье времен торжества испанской моды сравнимо с орудием пыток. Следствием ношения такого корсета была ранняя смертность женщин. Испанские дамы из высшего общества для достижения плоских форм стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. К корсету прикреплялась вертлога конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Несмотря на то, что ношение этого аксессуара нередко приводило к смерти, металлический корсет занял прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века.

В XVII веке деревянные или металлические прутья сменил китовый ус, более легкий и гибкий, и корсет стал "человечнее". Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. С его помощью талия утягивалась в 40 см, становясь неестественно тонкой. Екатерина Медичи-знаменитая французская королева и законодательница мод любила все искусственное. Земная женская фигура казалась ей скучной и поэтому она ввела официальный стандарт талии в 33 см, чтобы соответствовать подобным стандартам необходимо было очень туго стягивать корсет, для чего порой тербовалось пару сильных  рук.

В женской одежде XVIII века господствовали зашнурованный лиф и убка на обручах - panier. Лиф зашнуровывался спереди или сзади посередине. Передняя застежка служила украшением платья, иногда ее закрывала вышитая деталь, иногда ее нарочито оставляли навиду и декорировали. Туго затягивали лиф не только женщины, но и маленькие девочки. Без корсета ходили только в провинции простые женщины.

Корсет оставался в употреблении до Великой французской революции (1789 г.). В одном из французских музеев хранится корсет, который в тюрьме носила свергнутая королева Мария Антуанетта. Революция объявила войну таким аристократическим атрибутам, как корсет, юбка на обручах, припудренные парики, ленты, банты, мушки... Был создан единый стиль одежды, который затушевал классовые различия. Корсет уменьшился до размеров пояса. На это измениние повлияла Англия - в моду вошла одежда английских дворян, ценивших удобство.

Во времена Директории с ее классическим идеалом и свободой, восторженно встреченными женщинами, корсет не согласовывался более и исчез. В 1799 году линия талии поднялась под самую грудь, в результате платье фактически выполняло роль бюстгальтера, и корсет потерял всякий смысл. Формы тела подправляли иногда узким шарфом, поддерживающим грудь и завязывающимся сзади накрест. Через несколько лет линия талии стала снова опускаться на естественное место. И срузу же стали придумывать средства для того, чтобы зрительно ее уменьшить. Англичане придумали свой тип корсета, удивив в Париже в 1814 году французов талией на нормальной высоте. Но французская мода все же победила. Стиль "ампир" с перемещенной под грудь линией талии держался в моде до 1821 года. Лишь после этого талия начала понемногу опускаться, пока к 1825 году вновь не оказалась на своей естественном месте. Сэтого времени и до конца XIX века женщины всей Европы носили корсет.

Во французской промышленности изготовление корсетов приобрело особое значение. В конце XIX века оно сосредоточилось в двух городах - Лионе и Ромилли. и сразу были введены новшества: в 1828 году изобрели блочки (до этого вырезали отверстие, которое обметывали петельным швом). они позволяли плотнее зашнуровывать корсет. Начиная с 1930 года корсет носили не только модницы, но и практически женщины всех слоев общества.

Первой выступила против корсета французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. Первые предостережения о вредном влиянии корсета на здоровье женщины относятся к 1850 году. по утверждению медиков , семь женщин из 10 кособоки именно из-за корсета.

В 1883 году было основано общество "Rational Dress Association", деятельность которого поколебала популярность шнурованной одежды. Плохое пищеварение, приступы истерии, искривление позвоночника, болезни печени и сердца, рак и ранняя смерть - все свалили теперь на корсет.

Несмотря наэто в течении всего XIX века корсет оставался основой женской одежды. В конце концов корсет сделал женскую фигуру похожей на песочные часы, но изменения происходили и здесь...

К 1870 году корсет состоял из 40 китового уса. Он помогал подчеркнуть тонкую талию и высокую грудь. Подобная форма держалась еще 10 лет, до 1880 года, затем начали ее все больше срезать наверху. Вносили измениния и в шнуровку. Застежка состояла из двух стальных полосок и крючков, позволявших легко растегивать корсет, к тому же не нужно было более боятся того, что спутаются завязки.

Корсет «песочные часы» образца 1878 годаВ 1880 году появился новый сорт корсета - "помпадур". Он был коротким, выше бедер, спереди и сзади заканчивался острым углом. 

Унесённые ветром (1939) В 1885 году женщины сели на велосипед и с этой поры стали жаловаться на то, что тугой корсет мешает им в езде. В следующем году появился бюстгальтер как отдельный предмет женской одежды. Изобретение это было запатентовано Йозефом Уэлсом из Филадельфии. Бюстгальтер представлял собой корзину сплетенную из проволоки, он был гигиеничен, не впитывал пот, и каждая женщина могла подобрать себе нужный размер. Уже в следующем году, изобретение это можно было заказать по почте за 75 центов.

В середине 1880-х годов появились первые резиновые штрипки, к которым прикрепляли чулки, но не смотря на это продолжали носить подвязки.

Некоторое время спустя использование полос из нержавеющей стали позволило ввести следующее новшество: стальные полосы корсета выгибали соответственно формам тела: по талии - вовнутрь, по бедрам кнаружи. Никогда еще талия не бала такой тонкой - обхват талии 43-53 см стал обычным явлением.

 

Камилла КлиффордВ последнем десятилетии XIX века корсет стал короче и прямее: по бедрам в нем сделали вырезы, бюст же разделили короткие пучки из китового уса, называвшегося divorces.

В 1900 году появился новый вид корсета, придавший фигуре модный силуэт в виде буквы S. Грудь демонстрировалась в ее естественных формах, живот освободился от давления. Идеалом стали формы зрелой женщины. Крупным реформатором-освободителем женского тела стала танцовщица Айседора Дункан. Пропагандируемый ею естественный танец ускорил появление в моде свободного платья.

В 1902 году изобрели корсет, поддерживающий снизу живот. Передняя часть лифа была абсолютно прямой благодаря корсету. Но и этим стали вскоре злоупотреблять: лиф оказался донельзя утянутым, спина сильно вогнутой, а живота вообще не было, его поднимали вверх.

В 1910 году корсет опустился, сдавив безжалостно живот и бедра. Теперь он меньше стягивал талию, высвободил бюст, но сковал ноги. В 1911 году впервые в истории моды вошли в моду узкие будра и корсет иногда доходил до колен.

Уже в 1911 году некоторые женщины носили резиновый пояс, закрывавший бедра и доходивший до талии. В военные годы получил распространиение практичный материал трико. Из него и шили корсеты, дававшие большую свободу работавшим в военное время женщинам. Эти корсеты поддерживали и чулки.

Но время мучителя корсета прошло. Английский историк костюма ДЖЕЙМС Левер писал в 1937 году: "Представляется корсет исчезает только в периаоды крупных социальных переустройств или всеобщего морального разложения... Но если когда-либо нестанет время материального и политического благополучия, корсет и шнурованный лиф, быть может, войдут еще раз в моду. Только всеобщее увлечение спортом поможет, очевидно, избежать появления этой моды".

 

 

Источник  http://www.ms77.ru/articles/16607/



  • ВКонтакте
  • Facebook

← все статьи

новости статьи